Клинические проявления расстройства адаптации и их патофизиологические механизмы

Дезорганизация привычного уклада жизни, представлений о своем настоящем и будущем, отсутствие ответов на жизненно важ­ные вопросы: Как дальше жить, как и где зарабатывать, чтобы содержать себя и семью, лечиться, учиться, отдыхать? Когда ситуа­ция нормализуется? К чему готовиться?

Неопределенность ситуации, социальная незащищенность, бес­конечность проблем и трудностей обычно порождают у людей постоянную тревогу, навязчивые опасения и страхи, пессимизм, сни­жение настроения и активности, неуверенность и несостоятельность. Эти переживания неприятны, вызывают раздражение, обиду, возму­щение, но их выражение никому не интересно, оно только усугубляет ситуацию, поэтому людям приходиться подавлять свои чувства, тер­петь, сдерживаться, перенапрягать самоконтроль. Волевое торможение своих чувств и побуждений, борьба с самим собой, при понимании своей правоты, требуют большого напряжения тормоз­ных, сдерживающих ГАМК-ергических систем мозга. ГАМК – гамма­аминомасляная кислота – является основным медиатором торможе­ния. Кроме этого она участвует в процессах интеграции других нейромедиаторных систем и психических функций, а также в энерге­тическом обеспечении нервных клеток.

Истощение ГАМК-ергических механизмов является биологиче­ской основой для развития раздражительности и нетерпеливости; утомляемости, ослабления внимания и самоконтроля в учебной и трудовой деятельности, рассеянности, многочисленных ошибок, ко­торые надо находить и исправлять, оправдываться, тратить на это время и силы. Учебная и трудовая деятельность становится непосле­довательной и малопродуктивной. На выполнение привычной работы затрачивается больше времени и сил, но ее результаты снижаются по качественным и количественным показателям. Повышенный расход времени и энергии становится причиной развития истощаемости, утомляемости, слабости, недовольства, низкой самооценки.

Длительное проживание в таком режиме истощает и деформи­рует личность. Стабилизируются астенические, тревожные, фобические, депрессивные, вегетативные расстройства. Начинают формироваться психосоматические расстройства – гипертония, са­харный диабет, язвенная болезнь и др. Это объясняет «усталость» народа.

Когда наступает долгожданный момент отмены социальных ограничений, у людей появляется возможность работать и зарабаты­вать, не все оказываются в состоянии осуществить свои мечты и планы. Им не хватает сил, настроения, тонуса, скорости и сноровки. Сформированные расстройства адаптации с психологическими, пси­хопатологическими, поведенческими и соматическими проявлениями «по декрету» не могут исчезнуть. Государственным людям, прини­мающим ответственные решения о самоизоляции населения, нужно учитывать, что после ее отмены возникнет необходимость помогать какому-то количеству граждан преодолевать ее психологические и медицинские последствия – астению, апатию, депрессию, неуверен­ность, страхи, ипохондрию, обострение сердечно-сосудистых, эндокринных, нервных, желудочно-кишечных, инфекционных и дру­гих заболеваний. На это потребуются время, специалисты, учреждения, деньги, лекарства и другие ресурсы, наличие которых нужно заблаговременно обеспечить.

У детей в структуре расстройств адаптации также бывают сни­жение настроения и активности. Они не проявляют привычных интересов и инициативы, не могут справиться с обычными задания­ми, снижается внимание и мотивация к полезному труду, снижается продуктивность. Нередко жалуются на усталость. Возрастная специ­фика состоит в том, что у детей появляются признаки регресса (обратного развития), склонность играть в игры для детей более младшего возраста, не требующие интеллектуальных и волевых уси­лий. Иногда возобновляется ночное недержание мочи, сосание пальцев, детские манеры речи с употреблением слов и интонаций, гримас, характерных для младшего возраста. Они «забывают» то, что знали и умели – читать и писать, становятся несамостоятельными, нуждающимися в поддержке и помощи мамы или няни.