Острые стрессовые реакции, сопряженные с пандемией и рекомендации по оказанию помощи

Острые стрессовые реакции, связанные с короновирусом, могут возникнуть у людей в момент получения информации о подтвер­жденном заражении вирусом; при ощущении известных симптомов болезни, особенно угрожающих жизни; во время процедуры госпита­лизации, лечебных манипуляций, карантинных мероприятий и других неприятных моментов.

Клинические проявления стрессовой реакции не специфичны, то есть, они похожи при разных причинах стресса.

С первых минут появляются чувства страха и тревоги, удивле­ние, недоумение, растерянность (когнитивный диссонанс), возмущение, сомнение, протест. Включаются бессознательные пси­хологические защиты отрицания и вытеснения. Появляются суждения о том, что «этого не может быть», «наверное, произошла ошибка», «надо проверить». Появляются также сомнения, в реальности проис­ходящего, «может быть, это дурной сон?». Человеку морально легче представить себя немножко, временно, «не в норме», чем принять ре­альность более масштабной опасности. Восприятие становится эмоциональным, избирательным и субъективным. Значимые детали хорошо воспринимаются и запоминаются («у страха глаза велики»). Субъективно незначимые, но важные, могут оказаться незамеченны­ми. Сознание суживается границами пространства опасности.

При остром стрессе слабеют высшие корковые функции, многие люди в состоянии стресса становятся растерянными и «бестолковы­ми», не сразу понимают смысл вопросов и инструкций, путаются, ошибаются, не выполняют рекомендаций, в том числе, по соблюде­нию самоизоляции и профилактике. Оказывать медицинскую помощь людям в состоянии стресса сложно. Возможны нарушения запретов и инструкций, негативизм и агрессия. Поэтому психологические и ме­дицинские рекомендации стрессированным людям нужно обосновывать, разговаривать с ними, так как слова и речь адресуются к коре головного мозга и активизируют ее, в том числе, контроль над подкорковыми эмоциями и мотивациями. Заключительные рекомен­дации лучше написать и дать «документ» в руки пациенту, как вещественный «оберег», напоминающий участие врача, а также для уменьшения опасений забыть что-то.

В беседах нужно создавать у пациентов ощущение защищенно­сти и состоятельности, обозначать наличие у них собственных интеллектуальных, волевых и других ресурсов, на которые можно опереться, а также на поддержку медиков, психологов, спасателей, представителей власти, финансовой и иной помощи. С первых бесед следует создавать у пациентов оптимистический настрой, установку на выздоровление и восстановление. По возможности, им нужно обеспечить связь с родственниками. При стрессе у людей главной по­требностью, становится потребность в правдивой информации, удовлетворение которой уменьшает неизвестность и тревожность. Это объясняет пристрастие наших современников к просмотру сооб­щений в смартфонах и в интернете.